Бронхиальная астма как психосоматическая проблема

Невероятно важная дыхательная система начинает работать с первым вздохом новорожденного малыша. Стресс естественных родов желательно пройти всем детям – отмечают многие учёные. Самые частые заболевания в детском возрасте – болезни органов дыхания. Для бронхиальной астмы характерно наличие повторяющихся приступов затрудненного дыхания, из-за сужения бронхов, спазма мышц дыхательных путей, чрезмерного выделения слизи и отека слизистой оболочки. Детская астма чаще начинается в первые три года жизни. Приступ астмы может возникнуть после ОРЗ, прививки, физических или психических травм.
Вздох (экспираторная фаза дыхания) очень подвержен эмоциональным воздействиям. «Захватило дух» – как раз об этом. Впрочем, как и плач, выражение отчаяния, взволнованная речь… Из-за тесной связи дыхания и эмоций, большинство дыхательных нарушений вызывается психологическими факторами. Конечно, надо учитывать силу воздействия стресса, длительность, индивидуальные особенности ребенка (мальчики более ранимы), влияние семьи. Как стрессы влияют на развитие астмы – доказано, но вот и болезнь тоже влияет на личность. Если в начальных стадиях человек адекватно реагирует на наличие болезни, то далее развиваются фиксация на переживаниях, страх за свою судьбу, назойливые жалобы, постоянный самоанализ ощущений. Реакция ребенка на болезнь очень зависит от отношения к ней родителей! Малыш же не знает всех последствий. Спокойная мама – спокойный ребенок. С этим невозможно спорить. Есть множество исследований того, как мать влияет на развитие астмы. Частый вывод: губительная невротическая (когда мама тревожно, авторитарно подавляет эмоции ребенка) связь матери и ребенка.
О лечении. Лечащий врач сталкивается не только с телом, но и с душой больного. И лечить нужно ребенка, а не болезнь. Курс медикаментозной коррекции назначит педиатр или пульмонолог. В распоряжении психологов есть различные методики помощи. Первые психокоррекционные мероприятия предлагаются маме. Совместная (семейная) психокоррекция проводится в виде игротерапии или символдрамы. Допустим такой подход: мама ходит на индивидуальные занятия по психоаналитическому направлению, а ребенок занимается в группе с другими детьми. Для малыша в результате всех занятий ставится задача научиться принять себя, как ценность, научиться самоконтролю, пониманию и управлению эмоциями, делать выбор и отвечать за него, в целом позволить себе эмоции. Символдрама – метод психотерапии, основанный на оригинальной работе с воображением. Хорошо совмещается с телесными упражнениями. Направлена на восстановление целостного позитивного образа тела у больного ребенка. На занятиях так же прорабатывается агрессия, развивается способность выражать через речь свои чувства (вербализировать).