Важнейшей задачей является психологическая реабилитация ребенка с диабетом. Она имеет два непростых аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребёнок болел диабетом (почему он должен есть в определенное время, что такое «гипо», как помочь ему в критической ситуации и т.д.), и как помочь ребёнку вернуться в класс после установления диагноза.
Дети младшего и среднего школьного возраста внешне менее переживают по поводу того, что они о чем-то отличаются от других детей и нуждаются в посторонней помощи. Младшим школьникам просто нужно напоминать о времени еды, инъекции инсулина. Бывают очень застенчивые дети: они боятся строго взгляда учителя или насмешек товарщией, стесняются съесть бутерброд или яблоко на перемене. Самое опасное,что, определив у себя признаки «гипо» на уроке, ребёнок может постесняться выпить на уроке сок или съесть сахар. Он лишний раз не поднимет руку, чтобы отпроситься в туалет, хотя высокий уровень сахара крови обязательно сопряжен с частым мочеиспусканием. Таких детей следует успокоить и убедить, что всё, что им требуется «по болезни», будет нормально воспринято учителем или одноклассниками.
Сложности определённого плана существуют и у учащихся старшего возраста. Они могут уже самостоятельно справиться с организационными моментами – сами делают уколы, следят за временем приёма пищи. Однако психологически этот возраст, особенно с учетом заболевания, очень сложен. Пожалуй, впервые они осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность необходимостью делать ежедневные многократные уколы, соблюдать определенный режим питания, осуществлять самоконтроль и т.д. Часто эти сложности создают у ребят впечатление непостижимости многих жизненных целей, естественных для любого человека; – иметь друзей, создать семью, получить желаемую профессию, интересную работу, заниматься спортом и т.д. Потому часто для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если ещё, в силу осложненного течения заболевания, подросток остается в одиночестве, не входит ни в класс, ни в одну группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело.