Как использовать Глюкагон?
Глюкагон должен быть или у ребенка с собой, или у медицинской сестры. Набор состоит из упаковки, в которой содержится 1 мг. Глюкагона в виде порошка во флаконе и шприц с водой-растворителем, инструкция по применению.
Надо растворить порошок глюкагона водой из шприца; не вынимая иглы, тщательно перемешать полученный раствор, набрать его в шприц, вынуть иглу из пробки флакона и ввести препарат подкожно (как инсулин) или внутримышечно. Детям до семи лет следует ввести 0,5 мл. раствора (половину того, что есть в шприце), детям старше семи лет – 1 мл (весь объем шприца).
Глюкагон – быстродействующий препарат, поэтому ребенок обычно быстро приходит в себя. В течение 10 минут после инъекции ребенка необходимо покормить – дать бутерброд, фрукт или фруктовый сок, так как гипогликемия может повториться, ибо глюкон действует короткое время.
Решение некоторых организационных вопросов для предотвращения гипогликемии
В школе должны быть телефоны экстренной медицинской помощи (скорая помощь) и телефоны, по которым в случае необходимости можно срочно связаться с родителями. Следует также решить, где будут храниться продукты, которые могут понадобиться для купирования «гипо» (сок, сахар и пр.), если их не оказалось в портфеле ребёнка.
Использование современных инсулинов, полностью имитирующих работу поджелудочной железы здорового человека, в последние годы позволило сделать жизнь детей с диабетом максимально приближенной к жизни их здоровых сверстников. Это относится и к режиму питания. Если ребенок обедает в школе, следует обязательно проследить за тем, чтобы перед обедом он проконтролировал свой уровень сахара в крови по глюкометру.
Также использование современных инсулинов не предполагает обязательного соблюдения интервала 30 минут между уколом и едой – инъекция выполняется непосредственно перед едой или сразу после. Место, где ребенок может сделать укол инсулина, определяется индивидуально, аналогично тому, как осуществляется выбор места для определения уровня сахара в крови. Инъекция может быть выполнена абсолютно в любом месте. Процедура занимает всего несколько секунд: достаточно достать шприц , снять защитный колпачок, установить необходимую дозу инсулина, и сделав укол, убрать шприц-ручку в портфель или в карман.
Еда ребенка с диабетом практически не отличается от той, что предлагается в школьной столовой. Достаточно исключить продукты, содержащие чистый сахар, например сладкий компот заменить несладким чаем. В последние годы, когда жизнь пациентов с сахарным диабетом существенно упростилась с появлением шприц-ручек и глюкометров, редко возникает необходимость после 5-го урока уходить домой, чтобы сделать укол и поесть, а потом возвращаться в класс на 7-8-й уроки, в группу продленного дня, на различные школьные мероприятия. Если необходимость в этом все же есть, то получается, что каждый учебный день ребенок пропускает один урок, и в этом случае следует решить с учителями-предметниками, стоит ли как-то отрабатывать этот урок.
Так или иначе, инициатором решения все организационных проблем в школе, где зачастую нет медицинского работника – психолога или медицинской сестры, в обязанности которых входит организация реабилитационного процесса для ребенка с диабетом, выступает классный руководитель или завуч, занимающийся проблемами воспитания.
Здесь много сложностей: не всегда родители ребенка хотят, чтобы в классе знали о его заболевании, они опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить. Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки достичь согласия с родителями в этом вопросе, поскольку сохранить в абсолютной тайне информацию о заболевании вряд ли возможно. Несомненно, надо учитывать, каков класс, какой коллектив, каковы в нем взаимоотношения в целом и отношения к данному ребенку персонально; подумать, говорить ли о заболевании всему классу или взять себе в помощники лишь некоторых учеников, наиболее ответственных и внимательных, которые дружат с больным ребенком. Особое внимание следует уделить самому ребенку с диабетом.