Школа по сахарному диабету. Урок 1

Поджелудочная железа вырабатывает такое количество инсулина, которое необходимо для усвоения пищи, поступающей в виде глюкозы в кровь. Когда инсулина не хватает, уровень глюкозы (сахара) крови значительно повышается. Симптомами высокого уровня сахара в крови будет усиленная жажда, учащенное мочеиспускание, потеря веса, Эти симптомы наиболее характерны для болезни в ее ранней стадии (до постановки диагноза). Все дети, у которых выявлен диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина. За последние годы в мире было многое сделано для того, чтобы облегчить участь людей с диабетом, вынужденных в день делать несколько уколов. Инъекции инсулина выполняются специальными шприц-ручками с маленькой тонкой иглой, которые не требуют стерилизации. Внешне шприп-ручки напоминают обычные толстые фломастеры. Для самостоятельного измерения уровня сахара крови созданы портативные приборы — глюкометры. которые по размеру не больше мобильного телефона, а время получения результата всего несколько секунд.

Сахарный диабет — это хроническое заболевание, для радикального лечения которого средств пока не существует. Лечение диабета, заключающееся в ежедневных инъекциях инсулина (до пяти уколов в день), многократных определениях уровня сахара крови и в строгом режиме питания, в некоторой степени ограничивает жизнедеятельность ребенка. Это значит, что такие дети нуждаются в дополнительной заботе не только в ходе учебного процесса, но и при реабилитации и интеграции в окружающую среду. Дополнительной заботы требует и семья. воспитывающая ребенка с диабетом.

Для детей с сахарным диабетом нет противопоказаний для обучения в обычной общеобразовательной школе, и, за очень редкими исключениями, переводить ребенка на 3

домашнее обучение не только нет необходимости, но и крайне нежелательно. Обучение на дому может быть рекомендовано ученику лишь время от времени и в определенной ситуации.

В школе главным помощником для таких детей остается учитель. Понятно, что многие проблемы можно было бы снять с его плеч, будь у нас в школах хорошо налаженная система помощи ребенку с диабетом или любому другому ребенку с иным хроническим заболеванием со стороны школьного медицинского работника, социальной службы, школьного психолога. Безусловно, за этим будущее. Но пока этого нет. а проблема диабета уже существует. Кстати, в ряде зарубежных стран, где проблема диабета давно и эффективно решается на всех уровнях, ребенок с диабетом, большую часть своего времени проводящий в школе, чувствует в первую очередь заботу учителя, а учитель отвечает за жизнь своего ученика Такой ребенок имеет право на дополнительный выходной и при необходимости может не посещать школу в какой-либо учебный день недели. В индивидуальном порядке может быть решен вопрос об освобождении ребенка с диабетом от всех или части экзаменов. Это решение должно приниматься коллегиально, с участием врачей, учителей и родителей. Директор школы, где обучается ребенок, также решает, кто из учителей (классный руководитель, завуч и т.п.) возьмет на себя все организационные вопросы реабилитации ребенка в школе и будет контролировать, как идут дела.

Основная тяжесть в процессе возвращения ребенка с диабетом к нормальной жизни ложится на плечи родителей и ближайшего его окружения. Важнейшее место здесь принадлежит школе. Именно поэтому школьный учитель, в особенности классный руководитель, должен иметь необходимую информацию об этом заболевании и его течении.

Во многих странах мира, в том числе в России, существует сеть школ диабета, где обучают технике инсулиновых инъекций, самоконтролю, правильной организации всей жизнедеятельности — учебы, работы, общения, занятий спортом и т.д. Делается все возможное, чтобы пациенты с сахарным диабетом научились управлять своей болезнью и их жизнь как можно меньше отличалась от жизни здоровых людей.